Грузовые авиационные перевозки

A340-300 — широкофюзеляжный самолёт производства Airbus Societas Europaea; один из двух стартовых вариантов модельного семейства четырёхмоторных авиалайнеров, разработанных на основе A300.

Тип силовых установок: реактивные, турбовентиляторные.
Количество: 4.
Модель: CFM International CFM56-5C, без альтернативы.
Вспомогательная силовая установка: Honeywell 331–350, без альтернативы.
Тип фюзеляжа: широкий, с двумя проходами между рядами кресел. Номинальная формула рядов эконом класса: 2+4+2.
Максимум пассажиров: 440.
Номинальное количество пассажирских кресел в стандартном эконом классе: 378.
Номинальное количество пассажирских кресел при трёхклассной компоновке: 298.
Дальность полёта с типичной полезной нагрузкой: 12 400 км; у поздних модификаций с улучшенной авионикой и fly-by-wire A340-313X (двигатели CFM56-5C4) около 12 800 км и у A340-313E (двигатели CFM56-5C4/P) около 13 500 км.

Сборочная линия: головное предприятие Airbus SE в Тулузе (аэродром Тулуза Бланьяк, TLS), департамент Верхняя Гаронна, Франция.

  • основная рыночная ниша — трансконтинентальные и трансокеанские перевозки из Европы во все крупные аэропорты Северной и Южной Америки, Южной Африки и Восточной и Юго-Восточной Азии, из азиатских аэропортов в Европу и на тихоокеанское (западное) побережье Северной Америки, из Южной Африки в Европу и США;
  • маркетинговое позиционирование — самая технически совершенная и экономичная версия 300-местного самолёта для дальнемагистральных перевозок своего времени;
  • возможность работать на трансокеанских маршрутах без оглядки на требования ETOPS, чему способствовало использование четырёх двигателей;
  • предшественники — старые модели, на замену которым стандартно предлагались A340-300:
    • Lockheed L-1011 Tristar 500,
    • McDonnell Douglas DC-10-30;
  • прямые конкуренты (более поздние):
    • Boeing 777-200ER,
    • McDonnell Douglas MD-11;
  • косвенные конкуренты — самолёты, использовавшиеся на тех же линиях в 1990-х и 2000-х годах, которые могли быть выведены из парка авиакомпаний с заменой на A340-300 и некоторыми изменениями в маркетинге маршрутов:
    • Airbus A340-200 (A340-300 каннибализировал свою укороченную модификацию),
    • Boeing 747-300;
    • Boeing 747-400;
    • Ил-96-300.
  • преемники:
    • Airbus A350-900.
Читайте также  PrivatAir не вынесла разрыва с Lufthansa

  • в 1982 году начались работы над проектами новых широкофюзеляжных самолётов, в том числе — TA11 (Twin Aisle);
  • 27 января 1986 года TA11 был официально представлен как Airbus A340;
  • 25 октября 1991 года — первый полёт (A340-300, второй из линейки A340), затем последовала сертификационная программа с шестью тестовыми самолётами и 2 000 часами лётных испытаний;
  • 22 декабря 1992 года получен сертификат типа от европейского регулятора JAA;
  • 27 мая 1993 года — сертификат типа от американского регулятора FAA;
  • 26 февраля 1993 года — поставка стартовому пользователю, авиакомпании Air France (AF).

Airbus A340-300 оказался умеренно успешным проектом: производитель отвоёвывал место в рыночной нише, в которой он не был представлен. Однако с бурным увеличением спроса на дальние перевозки на фоне активного роста цен на топливо в середине 2000-х годов перевозчики начали переключаться на более крупные самолёты с меньшим расходом топлива в пересчёте на пассажирское кресло. A340-300 был вытеснен с рынка наиболее успешной моделью для дальних перевозок 2000-х и 2010-х годов — Boeing 777-300ER

Всего было поставлено заказчикам 218 единиц.

Семейство Airbus A340, длина фюзеляжа в сравнении

Airbus A340-200 и A340-300, три проекции

A340-200 A340-300 A340-500 A340-600 Экипаж 2 Бортпроводники 9 8 10 Кресел в трёх классах 280 298 313 325 Кресел в одном классе 360 378 378 414 Кресел максимум 420 440 440 475 Длина, м 59,4 63,69 67,93 75,36 Высота, м 16,8 16,91 17,28 17,22 Размах крыла, м 60,3 63,45 Площадь крыла, кв. м 363,1 437,3 Угол стреловидности, град 29,7 31,1 Удлинение крыла ? ? Диаметр фюзеляжа, м 5,64 Ширина салона, м 5,28 Объём грузового отсека, куб. м 162,8 153,9 207,6 Мин. время оборота, мин 90 Кр. скорость, км/ч 870 Макс. кр. скорость, км/ч 915 Потолок, м 12500 12527

Читайте также  ATR 42

Модель Двигатели, 4 шт. Макс. тяга во взлётном режиме, кН Макс. взлётная масса, кг Макс. полезная нагрузка, кг Ср. расход топлива, кг/час Макс. дальность полёта, км Дальность полёта с типичной нагрузкой, км Дальность полёта с макс. нагрузкой, км Разбег, м A340-211 CFM International CFM56-5C2 139 253500 43758 6730 15740 13520 9075 2980 A340-211 CFM International CFM56-5C2 139 257000 43758 6840 15740 13610 9260 A340-211 CFM International CFM56-5C2 139 260000 43758 6920 15740 13740 9445 A340-212 CFM International CFM56-5C3 145 253500 43758 6710 15925 13540 9075 A340-212 CFM International CFM56-5C3 145 257000 43758 6810 15925 13630 9260 3100 A340-212 CFM International CFM56-5C3 145 260000 43758 6900 15925 13760 9445 A340-213 CFM International CFM56-5C4 151 253500 43758 6680 15925 13540 9075 2980 A340-213 CFM International CFM56-5C4 151 257000 43758 6790 15925 13630 9260 A340-213 CFM International CFM56-5C4 151 260000 43758 6870 15925 13760 9445 2990 A340-213X CFM International CFM56-5C4 151 275000 47758 6690 16485 14315 10740 3000 A340-311 CFM International CFM56-5C2 139 253500 48758 6720 15370 12335 8705 3100 A340-311 CFM International CFM56-5C2 139 257000 48758 6830 15370 12430 8705 A340-312 CFM International CFM56-5C3 145 253500 48758 6700 15370 12350 8705 A340-312 CFM International CFM56-5C3 145 257000 48758 6800 15370 12445 8705 A340-313X CFM International CFM56-5C4 151 271000 52758 6590 15370 12670 8890 3110 A340-313X CFM International CFM56-5C4 151 275000 52758 6700 15370 12815 8890 3110 A340-313E CFM International CFM56-5C4/P 151 275000 54758 6460 15560 13485 10370 3110 A340-541 Rolls-Royce Trent 553 240 368000 54630 6410 18150 15430 11850 3050 A340-541 Rolls-Royce Trent 553 240 372000 59630 6470 18335 15890 12040 3050 A340-541HGW Rolls-Royce Trent 553 240 380000 61630 6560 18520 16820 13150 3050 A340-542 Rolls-Royce Trent 556 250 368000 54630 A340-542 Rolls-Royce Trent 556 250 372000 59630 A340-542HGW Rolls-Royce Trent 556 250 380000 61630 A340-642 Rolls-Royce Trent 556 250 365000 65636 6530 15740 13170 9815 3090 A340-642 Rolls-Royce Trent 556 250 368000 68636 6530 15930 13280 10000 3100 A340-643HGW Rolls-Royce Trent 560 270 380000 74636 6530 16480 13500 10190 3100

Читайте также  Iran Air

Семейство Airbus A340