Грузовые авиационные перевозки

A340-500 — широкофюзеляжный самолёт производства Airbus Societas Europaea; третья модификация модельного семейства четырёхмоторных авиалайнеров, разработанных на основе A300 и первая после появления доступных силовых установок нового класса повышенной мощности от Rolls-Royce.

Тип силовых установок: реактивные, турбовентиляторные.
Количество: 4.
Модель: Rolls-Royce Trent 500, без альтернативы.
Вспомогательная силовая установка: Honeywell 331–600, без альтернативы.
Тип фюзеляжа: широкий, с двумя проходами между рядами кресел. Номинальная формула рядов эконом класса: 2+4+2.
Максимум пассажиров: 440.
Номинальное количество пассажирских кресел в стандартном эконом классе: 378.
Номинальное количество пассажирских кресел при трёхклассной компоновке: 298/313.
Дальность полёта с типичной полезной нагрузкой: 15 400 км; у поздней модификации A340-500HGW (High Gross Weight; или IGW, Incrased Gross Weight) с дополнительными топливными баками — около 16 800 км.

Сборочная линия: головное предприятие Airbus SE в Тулузе (аэродром Тулуза Бланьяк, TLS), департамент Верхняя Гаронна, Франция.

  • основная рыночная ниша — перевозки в США из аэропортов Юго-Восточной Азии и в США, Австралию, Новую Зеландию и Южную Америку из аэропортов Ближнего Востока;
  • маркетинговое позиционирование — возможность получить самолёт со сверхвысокой дальностью полёта, совместимый с остальным парком A340 и A330; однако использование двигателей от Rolls-Royce на фоне моторов от CFM International на более ранних A340-300 уменьшало эту однородность;
  • возможность работать на трансокеанских маршрутах без оглядки на требования ETOPS, чему способствовало использование четырёх двигателей;
  • предшественники — старые модели, на замену которым стандартно предлагались A340-500:
    • Airbus A340-200, оказавшийся недостаточно мощным и слишком маленьким для того, чтобы сделать сверхдальние полёты экономически эффективными;
  • прямой конкурент (более поздняя разработка):
    • Boeing 777-200LR;
  • косвенных конкурентов из-за особенностей рыночной ниши у Airbus A340-500 и Boeing 777-200LR не было;
  • преемник:
    • Airbus A350-900.
Читайте также  ASL Airlines Ireland

  • в 1982 году начались работы над проектами новых широкофюзеляжных самолётов, в том числе — TA11 (Twin Aisle);
  • 27 января 1986 года TA11 был официально представлен как Airbus A340;
  • 11 февраля 2002 года — первый полёт версии A340-500;
  • 3 декабря 2002 года получен сертификат типа от европейского регулятора EASA;
  • стартовым пользователем должна была стать авиакомпания Air Canada (AC), однако в тот момент она находилась в состоянии банкротства, и поставки были перенесены с января 2003 года на июнь 2004-го;
  • 15 сентября 2003 года первый Airbus A340-541 был передан во флот эмира Катара;
  • 23 октября 2003 года первый Airbus A340-541 для коммерческого использования получила авиакомпания Emirates (EK), что позволило ей открыть прямой беспосадочный рейс из Дубая в Нью-Йорк, первое направление перевозчика в Америке.

Airbus A340-500 оказался неудачным проектом — как и его предшественник A340-200. Обладая таким же расходом топлива, как прямой конкурент от Boeing, европейский самолёт проиграл в эксплуатационной стоимости: B777-200LR двухмоторная модель, поэтому его обслуживание обходится заметно дешевле. А при том, что у всей линейки Boeing 777 первого поколения заказчик может выбрать аналогичные двигатели от одного производителя, американское предложение бесспорно выиграло у европейского.

Всего было произведено и передано заказчикам 34 самолёта, на июль 2019 года на регулярных маршрутах остаются лишь два — в парке Azerbaijan Airlines (J2). Ещё семь самолётов используются как правительственный и VIP-транспорт.

При этом Boeing 777-200LR, к тому же времени было выпущено 59 единиц, и производство продолжается.

Airbus A340-541 Qatar Amiri Flight (флот эмира Катара), первый самолёт модификации, переданный заказчику

Airbus A340-541 авиакомпании Emirates, первый самолёт модификации на коммерческих маршрутах

Читайте также  China Estern нарастила пассажиропоток и уменьшила прибыль

Семейство Airbus A340, длина фюзеляжа в сравнении

Airbus A340-500 и A340-600, три проекции

A340-200 A340-300 A340-500 A340-600 Экипаж 2 Бортпроводники 9 8 10 Кресел в трёх классах 280 298 313 325 Кресел в одном классе 360 378 378 414 Кресел максимум 420 440 440 475 Длина, м 59,4 63,69 67,93 75,36 Высота, м 16,8 16,91 17,28 17,22 Размах крыла, м 60,3 63,45 Площадь крыла, кв. м 363,1 437,3 Угол стреловидности, град 29,7 31,1 Удлинение крыла ? ? Диаметр фюзеляжа, м 5,64 Ширина салона, м 5,28 Объём грузового отсека, куб. м 162,8 153,9 207,6 Мин. время оборота, мин 90 Кр. скорость, км/ч 870 Макс. кр. скорость, км/ч 915 Потолок, м 12500 12527

Модель Двигатели, 4 шт. Макс. тяга во взлётном режиме, кН Макс. взлётная масса, кг Макс. полезная нагрузка, кг Ср. расход топлива, кг/час Макс. дальность полёта, км Дальность полёта с типичной нагрузкой, км Дальность полёта с макс. нагрузкой, км Разбег, м A340-211 CFM International CFM56-5C2 139 253500 43758 6730 15740 13520 9075 2980 A340-211 CFM International CFM56-5C2 139 257000 43758 6840 15740 13610 9260 A340-211 CFM International CFM56-5C2 139 260000 43758 6920 15740 13740 9445 A340-212 CFM International CFM56-5C3 145 253500 43758 6710 15925 13540 9075 A340-212 CFM International CFM56-5C3 145 257000 43758 6810 15925 13630 9260 3100 A340-212 CFM International CFM56-5C3 145 260000 43758 6900 15925 13760 9445 A340-213 CFM International CFM56-5C4 151 253500 43758 6680 15925 13540 9075 2980 A340-213 CFM International CFM56-5C4 151 257000 43758 6790 15925 13630 9260 A340-213 CFM International CFM56-5C4 151 260000 43758 6870 15925 13760 9445 2990 A340-213X CFM International CFM56-5C4 151 275000 47758 6690 16485 14315 10740 3000 A340-311 CFM International CFM56-5C2 139 253500 48758 6720 15370 12335 8705 3100 A340-311 CFM International CFM56-5C2 139 257000 48758 6830 15370 12430 8705 A340-312 CFM International CFM56-5C3 145 253500 48758 6700 15370 12350 8705 A340-312 CFM International CFM56-5C3 145 257000 48758 6800 15370 12445 8705 A340-313X CFM International CFM56-5C4 151 271000 52758 6590 15370 12670 8890 3110 A340-313X CFM International CFM56-5C4 151 275000 52758 6700 15370 12815 8890 3110 A340-313E CFM International CFM56-5C4/P 151 275000 54758 6460 15560 13485 10370 3110 A340-541 Rolls-Royce Trent 553 240 368000 54630 6410 18150 15430 11850 3050 A340-541 Rolls-Royce Trent 553 240 372000 59630 6470 18335 15890 12040 3050 A340-541HGW Rolls-Royce Trent 553 240 380000 61630 6560 18520 16820 13150 3050 A340-542 Rolls-Royce Trent 556 250 368000 54630 A340-542 Rolls-Royce Trent 556 250 372000 59630 A340-542HGW Rolls-Royce Trent 556 250 380000 61630 A340-642 Rolls-Royce Trent 556 250 365000 65636 6530 15740 13170 9815 3090 A340-642 Rolls-Royce Trent 556 250 368000 68636 6530 15930 13280 10000 3100 A340-643HGW Rolls-Royce Trent 560 270 380000 74636 6530 16480 13500 10190 3100

Читайте также  China Southern и Emirates обещают сотрудничать

Семейство Airbus A340