Грузовые авиационные перевозки

После банкротства 2 октября латвийско-скандинавской Primera Air (PF/6F) за несколько недель до получения первого в мире Airbus A321LR, право стартового коммерческого полёта отошло к израильской авиакомпании Arkia (IZ).

Всего у Airbus в твёрдых заказах от 12 компаний значатся 120 самолётов в модификации Long Range (LR) — с самой большой дальностью полёта. В том числе от Arkia — на три единицы.

Наполеоновские планы Arkia

Израильская авиакомпания усиленно пытается вырасти.

До этого года весь её бизнес состоял в том, чтобы привозить европейцев в Израиль и развозить местных жителей по курортам соседних стран. Плюс местные линии: в стране слабо развиты железные дороги, поэтому спрос на воздушный транспорт есть даже при минимальных расстояниях.

Но в середине 2010-х был принят стратегический план развития, выделены инвестиции — и с 2018-го началась реализация: в июле получен первый очень старый Boeing 767-300ER и открылись рейсы в Бангкок.

В конце года появятся уже новые Airbus A321LR в длительную аренду, которых хватит на все курортные направления израильтян в Азии. За ними последуют широкофюзеляжные A330-900, и Arkia сможет дотянуться до Америки.

Airbus A321-251NX для авиакомпании Arkia (пока без двигателей) на лётном поле Финкенвердер завода Airbus в Гамбурге

19-летний 265-местный Boeing 757-3E7WL, на замену которому придут A321LR

Поставки’2019

В течение 2019 года пользователями Airbus A321LR планируют также стать:

Norvegian (DY/D8/DI/DU/DN)

Норвежский авиационный конгломерат заказал 30 самолётов, пока это заявка на самый большой парк в мире.

Norwegian — европейский и даже мировой лидер в поиске новых ниш на зрелых рынках. Одна из самых богатых находок — соединить малые европейские столицы со средними североамериканскими городами. Ещё одна — открыть полёты через Атлантику в третьестепенные аэропорты возле востребованных Нью-Йорка и Бостона (там таких хватает). Предоставлять совсем немного дополнительных услуг и продавать билеты относительно дёшево, конечно же.

Оказалось, что на такой линии можно набрать до 200 человек в один самолёт — и дальше требуется сложить в нём два качества. Он должен сделать перевозку пассажиров на заданное расстояние возможной и выгодной. Два признака наиболее удачно складываются как раз в случае Airbus A321LR.

На них можно будет предложить перелёты в Северную Америку из любого крупного скандинавского аэропорта, да ещё и в недавно открытом аргентинском филиале наладить прямое сообщение Буэнос-Айреса с Карибским бассейном.

Airbus A321neo авиакомпании Norwegian, рендер

Трансатлантические рейсы Norwegian совершает уже больше года — для этого подходят даже Boeing 737-800 с неполной загрузкой (на снимке — самолёт в аэропорту Стюарт округа Оранж). Но они убыточны и существуют для рыночного продвижения сервиса, прибыль можно будет получить только имея не меньше 190… 200 пассажиров в салоне

TAP Air Portugal (TP)

Национальный перевозчик Португалии ждёт суммарно 14 самолётов.

TAP — пожалуй, самая успешная европейская полносервисная небольшая авиакомпания:

  • идеально составленный магистральный флот — полностью из продукции Airbus без лишних экспериментов;
  • чёткое позиционирование — из Португалии напрямую, а из любой точки Европы с одной пересадкой в Лиссабоне — клиент попадает практически в любой значимый аэропорт бывшей империи;
  • никакого послеобеденного сна на лаврах — маршрутная сеть без конца расширяется, а работа на ней оптимизируется.

A321LR этой компании нужны для работы на рейсах из Лиссабона и Порту во второстепенные аэропорты Бразилии и расширения сервиса на ангольском направлении.

Регулярный рейс из Европы в центр амазонской сельвы: Airbus A330-202 авиакомпании TAP Air Portugal в аэропорту Манауса (MAO). Португальский перевозчик предлагает 10 пунктов назначения в Бразилии — так много, как никто более. Однако в Манаус полёты прекращены из-за низкого спроса

Читайте также  Показатели пассажирских перевозок России за 10 месяцев 2018 года

Но останавливаться на достигнутом нельзя: уже в 2018 году концерн Air France-KLM добрался до Форталезы (на фото Airbus A340-313 проекта JOON, прибывший регулярным рейсом из Парижа). Поэтому только высокая частота полётов и в каждый значимый аэропорт позволит удержать лидерство. Для этого даже A330-200 не подходят: нужны ещё более экономичные самолёты — то есть, A321LR

Air Transat (TS)

Канадская авиакомпания, работающая на курортных направлениях, 15-ю новыми самолётами заменит 7 своих устаревших Airbus A310-300.

«Отпуск зовёт» (Vacation is calling), гласит слоган перевозчика. Канадцев он зовёт на Карибское море.
И если из Квебека и Онтарио туда легко довозят «стандартные» A321neo, то из Альберты и Британской Колумбии до «настоящей» Колумбии и Коста-Рики с пассажирами в их полном курортном снаряжении такие машины не долетят.

В последние годы компания приступила к серьёзному обновлению парка и росту. Набрав для европейских направлений уже 20 широкофюзеляжных Airbus A330-200/-300 на вторичном рынке, для своего узкофюзеляжного флота Air Transat сделала ставку на новые самолёты непосредственно от производителя.

Airbus A321LR авиакомпании Air Transat, рендер

Новые узкофюзеляжные самолёты придут на смену старым широкофюзеляжным: в начале века Air Transat располагала крупнейшим в мире парком Airbus A310-300, теперь пришло время от него избавляться

Aer Lingus (EI)

Ирландский национальный перевозчик заказал 8 самолётов.

В Дублине авиакомпаниям тесно: рынок очень зрелый, практически любое направление «вычерпано» до дна. Трафик в континентальную Европу на себя оттянула Ryanair (FR), премиальную его часть — материковые полносервисные бренды, которых почти в каждой европейской столице по одному. На курортных направлениях в жёсткой связке со своим туроператором работает TUI Airways (BY).

Единственная ниша, в которой в Ирландии есть ещё место для роста, — путешествия диаспоры над Северной Атлантикой. Причём если в крупнейших городах по ту сторону океана давно уже есть собственные авиационные гранды, то в средних пока из конкурентов нет никого.

Зато есть ирландцы, особенно — на ближнем, Восточном, побережье США и Канады. Их можно возить и на них зарабатывать.

Это давно не секрет, и на этом поле уже старается развернуться Norwegian, но время ещё не потеряно. У Aer Lingus с помощью Airbus A321LR действительно есть шансы оттянуть на себя львиную долю ирландского трансатлантического трафика.

Aer Lingus давно и стабильно перелетает через океан на Airbus A330-200/-300: в эту нишу пока не добралась Ryanair, но из большинства главных американских аэропортов в Дублин летают американские же гранды

Теперь компания целится во второ- и третьестепенные аэропорты Восточного побережья США, откуда будет собирать ирландцев для полётов на историческую родину. Почему нельзя было сделать так раньше на Boeing 757-200 (от них совсем недавно избавились)? Эта машина умела летать достаточно далеко, но была слишком прожорливой

Air Astana (KC)

Национальный перевозчик Казахстана ждёт 4 самолёта.

Амбиции и желание быть «настоящей большой авиакомпанией» мешает естественному развитию как «моста» между Азией с одной стороны и Россией и Восточной Европой с другой.

Вместо того, чтобы предложить пассажирам Казани, Санкт-Петербурга, Киева, Будапешта и Праги максимально широкий список аэропортов Китая, Индии и Вьетнама, Air Astana замыкается лишь на ключевых азиатских направлениях, куда европейцы часто могут долететь и без пересадки.

Соответственно, вместо флота из одинаковых небольших Airbus A320, для эффективного использования которых достаточно загрузки из 130… 150 пассажиров, компания оперирует коллекцией из 90-местных Embraer E-Jets для региональной сети, 150-местных A320 и 180-местных A321 для основных магистральных перевозок, 166-местных Boeing 757-200 для удлинённых маршрутов и 220-местных Boeing 767-300ER для наиболее престижных направлений.

Читайте также  Вторая авиакомпания Грузии остаётся с единственным маршрутом

A321LR придут на замену старым Boeing 757-200 — повысят унификацию флота и смогут с типичной коммерческой нагрузкой обслуживать маршруты из Астаны и Алма-Аты в Юго-Восточную Азию.

Рендер Airbus A321LR в ливрее авиакомпании Air Astana

Заменить Boeing 757-200 на рейсах в Хошимин и вообще вывести эти самолёты из парка — очень удачное решение. Дальше важно не остановиться и довести унификацию флота до конца, убрав и широкофюзеляжные. Потому что единственный рынок, ради которого Air Astana нужны дальнемагистральные машины, — Северная Америка. Но закрепиться там и получить оттуда хороший пассажиропоток у небольшой среднеазиатской компании вряд ли получится

Air Arabia (G9)

Заказано 6 самолётов.

Главному лоукостеру арабского мира самые «дальнобойные» 321-е тоже нужны для полётов в Юго-Восточную Азию: пассажиры из Индонезии могли бы поддержать рост несколько забуксовавшей компании.

В то время, как полносервисным перевозчикам не обязательно для этого приобретать именно Long Range вариант, низкобюджетному он предпочтителен, чтобы в салон можно было поместить технический максимум (240) пассажирских кресел.

Для флота с абсолютной унификацией, как и положено в этой рыночной нише, небольшие эксперименты в рамках основного модельного семейства вполне позволительны.

Azores Airlines (S4)

Компания, ранее не очень широко известная как SATA, — португальский перевозчик, базирующийся на Азорских островах.

Смысл его существования заключён в двух функциональных половинах:

  • собирать из Европы и Северной Америки туристов в узловом аэропорту (Понта-Делгада, PDL) — для этого работает магистральный флот с кодом S4;
  • с главного острова развозить посетителей по остальным, заодно работая основным транспортным средством для местных жителей, — этому служит региональный флот под кодом SP в дочерней организации.

Пользуясь своей исключительной важностью для автономного региона из островов посреди Атлантического океана, перевозчик не очень заботится о финансовой эффективности и является хронически убыточным.

В попытках сократить долг уже было предпринято множество популярных шагов: переименование, смена цвета ливреи, «личные имена» для самолётов. Были планы по наращиванию широкофюзеляжного флота — но это гораздо дороже и серьёзнее новой краски, и от них пришлось отказаться.

Но финансовое выздоровление не наступает, поэтому надо что-то делать, и последней актуальной идеей стало использование в магистральном подразделении Airbus A321 Long Range.

LR-версия не очень нужна для регулярного сервиса, так как благодаря положению Понта-Делгады между континентами всю существующую сеть можно обслуживать «стандартными» самолётами. Но для уверенного самочувствия и чартеров в Бразилию, канадский Калгари или Средний Запад США дополнительная дальность полёта имеет смысл. Авиакомпания ждёт прибытия 4-х самолётов.

Airbus A321LR авиакомпании Azores Airlines, рендер

Один из двух уже поставленных Airbus A321-253N в «стандартном» исполнении

La Compagnie (B0)

Авиакомпания Dreamjet, работающая под манерно звучащим французским брендом La Compagnie, — перевозчик умеренно состоятельных людей.

У неё два самолёта и два аэропорта: Париж Орли (ORY) в Европе и Нью-Йорк Ньюарк (EWR) в США.

В каждом самолёте — только места бизнес класса. Сейчас в парке Boeing 757-200, и в них по 74 кресла. Каждому пассажиру в полёте предоставляется безлимитный доступ в интернет, персональные косметические наборы Caudalie и специальное меню от приглашённых из ведущих ресторанов Парижа и Нью-Йорка шеф-поваров.

Читайте также  Зачем Norwegian нужны Superjet’ы и чем это вредит Аэрофлоту

В 2019 году на эту линию выйдут Airbus A321LR, и в них будет 76 премиальных кресел. Понятный и логичный выбор.

Airbus A321LR авиакомпании La Compagnie, рендер

И рендер его салона с 76-ю креслами бизнес класса

Поставки’2020

К первым получателям Airbus A321 Long Range добавятся ещё три: два в Азиатско-Тихоокеанском регионе и один на Ближнем Востоке.

Jetstar Airways (JQ)

Дочерний лоукостер австралийского национального перевозчика Qantas (QF) развивается настолько успешно, что смог закрепиться уже и за границами своего родного континента. «Местные» Jetstar’ы открыты в Сингапуре, Японии и во Вьетнаме.

Весь узкофюзеляжный флот — с самого начала проекта — представлен семейством Airbus A320 обоих поколений: и ceo, и neo. На данный момент суммарно во всех подразделениях уже 120 таких самолётов.

A321LR поступают австралийцам. И главная их задача, с которой ни один другой член семьи A320 не справится, — долететь без посадки до материковой Азии из Сиднея и Мельбурна.

Общий объём заказа на модификацию — 18 единиц.

Airbus A321LR в ливрее авиакомпании Jetstar Airways, рендер

A321 Long Range действительно важны австралийскому лоукостеру: на Airbus A320-200 (на снимке) дальше Бали из основных городов Австралии не улететь, а новый самолёт делает доступными Таиланд, Китай и Японию. Сегодня на этих направлениях работают широкофюзеляжные Boeing 787-8 — для их заполнения приходится искать три сотни пассажиров. Теперь будет достаточно и двухсот

Peach Aviation (MM)

А это — японский ответ на Jetstar Japan (GK). Традиционно для Дальнего Востока, собственных идей у бизнеса нет, зато конкурентов копируют скурпулёзно.

Крупнейшая японская авиакомпания All Nippon Airways (NH) совместно с гонконгской венчурной First Eastern Investment Group запустила копию австралийского и малайского (AirAsia) проектов — Peach.

Зачем здесь A321LR?

Долететь до Австралии. Для этого заказано 2 самолёта.

Gulf Air (GF)

Некогда крупнейшая авиакомпания Персидского залива пытается отыграть позиции. Отставание от сегодняшних лидеров велико настолько, что первое место уже вряд ли доступно, — но хотя бы призовое короля Бахрейна может, наверное, и устроить.

Компания наняла активного генерального менеджера — Крешимира Кучко (Krešimir Kučko) — и приступила к полному обновлению флота перед экспансией. В частности, 16 самолётов Airbus A320 и 6 старых A321 будут заменены на 12 A320neo и 17 A321neo. Девять единиц из последней группы — версии Long Range.

Куда именно из Бахрейна нужно летать на таких самолётах, не вполне ясно. Наиболее вероятный ответ — в Китай: перспективное направление, где позиции Gulf Air ещё слишком слабы для заполнения широкофюзеляжных машин.

Airbus A321LR авиакомпании Peach Aviation, рендер; такие самолёты даже с полным пассажирами салоном (но без грузов на нижней палубе) способны соединять без посадок японские аэропорты с Брисбеном

Ещё несколько лет назад Gulf Air было вполне достаточно обычных Airbus A321-231 для вывоза индийских пассажиров, едущих на работу в Бахрейн (в салоне этого лайнера, снятого в аэропорту Мумбаи, всего 8 кресел бизнес класса, остальные 161 — эконом). Но теперь спокойная жизнь закончилась, в планах — развитие, и ему должны способствовать самолёты, долетающие до Китая

Остальные

Ещё два лояльных покупателя Airbus, которые проявляют интерес к варианту A321 Long Range, но пока не определились окончательно: катарская Qatar Airways (QR) и AirAsia. Новостей от них ещё предстоит дождаться.