Грузовые авиационные перевозки

Британский производитель авиадвигателей Rolls-Royce нашёл причину преждевременной коррозии своих силовых установок для Boeing 787-9:

Это выбросы «грязных» отраслей промышленности вокруг больших азиатских городов.

Франк Хассельбах (Frank Haselbach), главный инженер подразделения больших двигателей Rolls-Royce

№1: Турбина

Двигатель Rolls-Royce Trent 1000 в разрезе

Проблема связана с лопатками турбины среднего давления (является конструкционной особенностью семейства Trent и не встречается у других производителей) на Trent 1000 сборки Package C. Коррозия и трещины в них были впервые обнаружены у самолётов All Nippon Airways (NH) в 2016 году, после чего Rolls-Royce начал замену и ремонт двигателей на всех Dreamliner’ах.

Трещины в лопатках вызваны сульфидизацией — химической реакцией, происходящей при высоких температурах между серой в топливе или воздухе и оксидами в лопастях турбины. Несмотря на то, что этот процесс известен относительно давно, и срок службы назначается с его учётом, на данной модели деградация материалов оказалась быстрее ожидаемой, и капитальный ремонт 380 «подозреваемым» двигателям назначили заметно раньше срока.

Кроме этого, Rolls-Royce заменил уплотнительные элементы компрессора, испытывающие повышенное давление из-за повреждений ротора.

№2: Компрессор

Но это ещё не всё.

Позже нашлись и трещины до камеры сгорания — в лопатках компрессора среднего давления. Прошедшим летом это побудило EASA и FAA выпустить директивы, сокращающие полёты ETOPS (для двухмоторных самолётов над безориентирной местностью — например, океаном) до 140 минут вместо нормальных 330-ти. Это сделало невозможным использование таких машин на транстихоокеанских маршрутах.

Ограничения коснулись самолётов с двигателями Package C, хотя бы один из которых накопил 300 или более циклов с момента выпуска или последнего капитального ремонта компрессора.

Здесь увязать проблему с грязными азиатами не получилось.

Выяснилось, что растрескивание лопастей первых двух ступеней средней зоны компрессора вызывается запуском вентилятора. Производителя обязали переработать конструкцию узла.

Читайте также  Qantas становится самым крупным заказчиком Airbus A321XLR

Микротрещины останутся на месте

Boeing 747-267B Летающая Лаборатория Rolls-Royce с тестовым образцом двигателя Trent 1000

После осмотра 366 двигателей Package C (после проблем с турбиной число эксплуатируемых несколько сократилось) нашлось около трети с микротрещинами в компрессоре, и лишь в одном они дошли до «точки отказа». Этот экземпляр был снят и доставлен в испытательную лабораторию на центральной производственной площадке Rolls-Royce в Дерби, Англия.

Здесь его раскручивали до максимальных рабочих показателей и держали под этой нагрузкой по 10 часов. Все лопатки выдержали испытание, микроповреждения не перешли в критичные.

Затем двигатель доставили на полигон в Тусоне, штат Аризона, где в середине сентября его водрузили под крыло летающей лаборатории Boeing 747-200. Программа испытаний будет включать полёты на высоте 3 660 метров при максимальной мощности работы мотора — условие, соответствующее теоретическим выкладкам ETOPS. Первым этапом станут проводимые уже сейчас полёты у побережья Калифорнии, затем самолёт отправится на Аляску.

Если повреждённый экземпляр докажет надёжность своей работы, все припаркованные в связи с проблемой самолёты получат свои двигатели обратно — с микротрещинами в лопатках компрессора.

Пострадавшие

Boeing 787-9 авиакомпании Air New Zealand

Пока же без моторов остаются десятки Boeing 787-9 по всему миру.

Основными пострадавшими стали Air China (CA), Air New Zealand (NZ), British Airways (BA), LATAM и Virgin Atlantic Airways (VS). Они вынуждены перекраивать расписание, а также изыскивать аналогичные самолёты в краткосрочный лизинг — обычно в этом качестве выступают Airbus A330-200 и Airbus A340-300 от компаний, которые специализируются на подобных форс-мажорах. Разумеется, их услуги гораздо дороже длительного операционного лизинга, что означает удар по прибыли перевозчиков.

Новозеландская авиакомпания даже закрыла два направления — в Хошимин (SGN) и Токио, аэропорт Ханеда (HND), — из-за нехватки самолётов.

Читайте также  KLM Royal Dutch Airlines

Серия Package B, а также все экземпляры Trent 1000 TEN для Boeing 787-10 продолжают работу в нормальном режиме.

Клиенты, выбравшие американские силовые установки GEnx-1B, имеют полное право наслаждаться своей дальновидностью.