Грузовые авиационные перевозки

Норвежская авиационная группа Norwegian достигла соглашения с Airbus об отсрочке поставки ранее заказанных самолётов с текущего года на следующий, что сократит капитальные затраты покупателя примерно на 570 миллионов долларов США.

10 апреля об этом заявил хронически убыточный скандинавский концерн, с начала года проводящий программу урезания издержек. Это уже вторая отсрочка поставок за два последних месяца.

Арифметика переносов

В феврале Norwegian заявляла о переносе получения 12 самолётов Boeing 737 MAX 8 с 2020 на 2023 и 2024 годы, а также 4-х  Airbus A321LR с 2019 на 2020 год. Здесь экономия составила около 200 млн долларов.

Теперь речь идёт о заказанных ирландским подразделением — лизинговой компанией Arctic Aviation Assets DAC — A320neo и A321LR.

Всего в портфеле заказов значатся 63 единицы Airbus A320neo, 30 самолётов A321LR и 92 Boeing 737 MAX 8. Norwegian покупала их со значительной скидкой от объёма заказов, однако вносила сразу далеко не всю сумму (это нормальная практика): крупнейшие платежи по каждому авиалайнеру приходятся на момент его поставки.

Далеко не все из них планируется использовать на собственных маршрутах. Arctic Aviation — это новый игрок на рынке аренды, а часть европейских машин планируется продать сразу после получения: востребованные рынком самолёты прибавили в цене сами по себе, но сюда надо добавить тот самый дисконт от объёма, который не могут себе позволить мелкие или несмелые клиенты.

  Norwegian продала два Airbus A320neo вместе с арендными контрактами

Boeing 737 MAX 8 — будущая основа флота авиакомпании Norwegian Air Shuttle

Рендер Airbus A321neo в ливрее Norwegian: ни одного самолёта этой модели пока не поставлено

Преимущество сегодня, дыра в бюджете завтра

Norwegian стала известна в 2010-х годах не только своим экстенсивным расширением, но и открытием нового рынка — низкобюджетных перевозок над Атлантикой. Причём часть маршрутов осваивается с помощью традиционного для них широкофюзеляжного самолёта — норвежцы одними из первых заказали и начали получать Boeing 787 Dreamliners. А на перевозках между аэропортами северных побережий обеих сторон океана начали использоваться узкофюзеляжные. Сначала это были Boeing 737-800 с ограничением по коммерческой нагрузке, затем им на смену пришли Boeing 737 MAX 8 с большей дальностью полёта — их можно использовать уже без ограничений. С той же целью были заказаны и Airbus A321LR.

Читайте также  Сдвиг ветра и системное пренебрежение безопасностью: МАК опубликовал расследование аварии самолёта Utair в Сочи

Всё это очень понравилось пользователям и создало сильное давление на цены основных игроков рынка. Но оказалось, что эта модель работу лоукостера убыточна настолько, что даже рост оборотов не позволяет достичь нужной экономии и выйти в прибыль.

Новинки от Boeing дали Norwegian технологическое преимущество над конкурентами — и они же ударили по финансам, когда проявились «детские болезни». Сначала это были Dreamliner’ы, приземлённые из-за проблем с двигателями Rolls-Royce Trent 1000C. По такому случаю пассажиров лоукостера осенью 2018 года перевозили между Европой и США даже на Airbus A380 португальской Hi Fly, поставляющей самолёты на краткосрочную подмену.

Теперь это запрет на полёты всех Boeing 737 MAX в связи с их потенциальной опасностью. В отличие от многих эксплуатантов этой модели, норвежская компания не принимала решения о приземлении добровольно. Ей пришлось это сделать из-за запрета европейского регулятора EASA — и, будучи обладателем крупнейшего на континенте парка в 18 машин MAX 8, Norwegian несёт и самые чувствительные потери.

  Norwegian давят негативными прогнозами   Как запрещали Boeing 737 MAX и все пострадавшие авиакомпании

Boeing 787-9 авиакомпании Norwegian Long Haul

Airbus A380-841 авиакомпании Hi Fly Malta (мальтийское подразделение португальской Hi Fly). На нём перевозили между Европой и США пассажиров, скопившихся из-за отмен рейсов Norwegian ввиду проблем с двигателями на Boeing 787-9

IPO — только ли как средство?

Основатель, директор и главный акционер Бьорн Кьос (Bjorn Kjos) несмотря на все сложности остаётся приверженцем Boeing. В письме к акционерам от 10 апреля он указал, что обновление флота именно на эту модель продолжится. А после визита в Сиэтл в штаб-квартиру производителя завяил, что внесённые в MCAS (систему, которую считают причиной двух катастроф MAX’ов), полностью убедили его в «надёжности самолётов».

Читайте также  Airbus предлагает временную переделку пассажирских самолётов в грузовые

В течение 2019 года Norwegian ожидает получения ещё пяти новых Boeing 787-9, собирается вернуть весь свой широкофюзеляжный флот к эксплуатации после экстренного ремонта двигателей Rolls-Royce и даже планирует получить прибыль — что, впрочем, пока остаётся «зависимым от состояния рынков».

Тем не менее, инвесторы продолжают вкладывать в неё деньги: допэмиссия акций в феврале принесла 350 миллионов долларов ликвидности.