Австралийские регуляторы выдали временное одобрение партнёрству Virgin Australia (VA) и Virgin Atlantic (VS) в перевозках между Соединённым Королевством и Австралией. Об этом стало известно 4 июля 2019 года.
Две независимые Девы
Несмотря на то, что и Virgin Atlantic, и Virgin Australia — проекты Ричарда Брэнсона (sir Richard Branson), это не родственные компании. И даже не очень тесно сотрудничающие. Более того, лишь в первом — британском — перевозчике он до сих пор сохраняет миноритарную долю, хотя уже отстранён от оперативного руководства.
Virgin Atlantic почти полностью сосредоточена на дальних рейсах из Лондона и Манчестера в США, а также в Индию, Карибский бассейн, Китай и Южную Африку, но не долетает до Австралии. Целевая аудитория авиакомпании — премиальные клиенты, для них поддерживается относительно высокий уровень сервиса и выбирается комфортная конфигурация салонов самолётов.
Бизнес Virgin Australia рассчитан на массового потребителя и сосредоточен на родном континенте и на островах Океании. За их пределы вылетают лишь рейсы на Бали (DPS; важное курортное направление для австралийцев), в Гонконг (HKG) и Лос-Анджелес (LAX). И вот в двух последних «точках соприкосновения» новые партнёры и собираются плотно координировать свои усилия, чтобы обеспечить пассажирам перелёты между Британией и Австралией с одной удобной пересадкой.
Virgin Atlantic Airways была известна очень большим парком Airbus A340-642 (сейчас их осталось всего пять) — самых длинных пассажирских самолётов в мире, что обыгрывалось в рекламных коммуникациях с сексуальным подтекстом
Virgin Australia Airlines настолько редко вылетает за пределы своего региона, что широкофюзеляжных самолётов у неё в парке всего одиннадцать; пять из них — Boeing 777-3ZGER, на фото
Прыжки кенгуру
Из Сиднея (или Мельбурна, или вообще откуда угодно из Австралии) в бывшую метрополию с промежуточными посадками для дозаправки — это Kangaroo Route, знаменитый маршрут Кенгуру, действующий с 1947 года.
Беспосадочные перелёты — в качестве рекордных — на нём совершаются уже давно. Но работать нормально, регулярно и с полной коммерческой загрузкой пока может лишь Boeing 787-9, да и то из Перта (PER), аэропорта на западной оконечности материка. Если отправляться в Лондон с востока, ни один современный самолёт не гарантирует перелёта без остановок.
Полёты с промежуточной посадкой для дозаправки совершают только Qantas (QF), главная австралийская авиакомпания, и British Airways (BA), на своих самых больших самолётах — Airbus A380 и Boeing 747-400. При современных ценах на топливо это так дорого, что в распродажах такие рейсы участвуют редко: маршруты себя оправдывают только при хорошей заполняемости по высоким ценам и в «верхних» классах обслуживания.
Правильные (выгодные для авиакомпании) прыжки кенгуру сегодня — это полёты с пересадкой в узловом аэропорту где-то посередине. Когда самолёт оборачивается гораздо быстрее, находясь в воздухе по 8… 12 часов, не более. Поэтому Qantas (QF) сотрудничает с Cathay Pacific (CX), основным перевозчиком Гонконга: одна довозит пассажиров для пересадки в этом аэропорту из Австралии, другая — из Британии. И обе организации теряют рынок под натиском более гибких ближневосточных Emirates (EK) и Qatar Airways (QR), а также авиакомпаний материкового Китая, каждая из которых работает через свою базу — Дубай (DXB), Доху (DOH), Гуанчжоу (CAN) и Шанхай (PVG).
Для прямых беспосадочных рейсов из Перта в Лондон Qantas использует Boeing 787-9, но в них всего 236 пассажирских кресел (при норме около 290): с полной загрузкой даже этот самолёт пролететь маршрут без посадки не сможет. Поэтому и билеты стоят дорого
А для «прыжков кенгуру» с одной промежуточной точкой есть огромные Airbus A380-842; но даже в их эконом класс приобрести билет может позволить себе далеко не каждый желающий
Объединение аутсайдеров
Обе Virgin в этой нише имеют долю, близкую к нулевой. И нарастить её, используя уже существующие маршруты, — весьма здравая идея. Тем более, что обе находятся далеко не в лучшей финансовой форме, особенно — Virgin Australia, перед новым руководством которой уже поставлена задача добиться лучшей эффективности.
Австралийская комиссия по конкуренции и потребительскому рынку (Australian Competition and Consumer Commission; ACCC) заявила, что даже плотная координация действий и ценовой политики в «промежуточных точках» не должна привести к монополизации. Но это первый шаг; следующим будет проект вердикта, который опубликуют в сентябре «для общественного обсуждения», а финальное решение ожидается в ноябре.