Грузовые авиационные перевозки

Возрождение нормы 20-летней давности, известной как раздел III Закона Хелмса-Бертона от 1996 года, позволяет американцам начать судебные преследования неамериканских компаний, ведущих бизнес на Кубе.

От Meliá до LATAM

По сообщению Associated Press, первые иски в окружной суд Майами, штат Флорида, были поданы 2 мая 2019 года — в тот же день, когда администрация президента Дональда Трампа (Donald Trump) реактивировала соответствующую часть акта.

Ожидается, что теперь лавина требований коснётся имущества аэропорта Гаваны, ранее известного как Ранчо-Бойерос, национального перевозчика Cubana (CU) и четырёх отелей. Под ударом, помимо кубинского правительства, мексиканская авиакомпания Aeroméxico (AM), крупнейший южноамериканский авиационный конгломерат LATAM, панамская Copa Airlines (CM) и испанская гостиничная сеть Meliá.

«Миллиардные» иски будут подавать преимущественно наследники бизнесменов, бежавших в США после падения режима Фульхенсио Батисты (Fulgencio Batista) в 1959 году. Конкретно против указанных компаний собирает документы Хосе Лопес Регейро (Jose Ramon Lopez Regueiro), наследник владельца Ранчо-Бойерос.

Cubana под прессом

Из-за санкций США Cubana уже давно сталкивается с трудностями в закупке самолётов и запчастей к ним. Основу её флота составляют шесть 99-местных Ан-158. Из двух пассажирских и двух грузовых Ту-204-100Е в эксплуатации по одному самолёту, «дублёры» выступают в роли доноров запчастей.

Такая же ситуация с четырьмя Ил-96-300: два используются активно, один разобран весьма глубоко, ещё один, по неподтверждённым сообщениям, отправлен в ангар для сборки, чтобы вернуться к полётам.

На этом фоне компании приходится прибегать к «мокрому лизингу» — краткосрочной аренде с экипажем — авиалайнеров у зарубежных операторов.

Так, один Airbus A320ceo (под регистрационным номером JY-JAC) взят у иорданской Jordan Aviation (R5) для работы на международных направлениях из Гаваны (HAV) в Мехико (MEX), Канкун (CUN), Каракас (CCS) и Санто-Доминго (SDQ), а также внутренних маршрутов.

Читайте также  Кредиторы выстраиваются в очередь в судах против SA Express

Та же схема используется для аренды одного ATR 42-500 у кубинской же Aerogaviota (KG), одного Boeing 737-300 и одного Boeing 737-400 у итальянской Blue Panorama Airlines (BV) и двух ATR 72-500 у южноафриканской Solenta Aviation.

Негуманный LIBERTAD

Закон о Кубинской свободе и Демократической солидарности (LIBERTAD) 1996 года (закон Хелмса-Бертона) — федеральный закон Соединенных Штатов, который усиливает блокаду Кубы. Он расширил территориальное применение запретов, распространив их на иностранные компании, ведущие коммерческие дела с Кубой и занимающиеся «торговлей имуществом, ранее принадлежавшим гражданам США, но конфискованным Кубой после Кубинской революции». Закон также охватывает имущество, ранее принадлежавшее кубинцам, которые стали гражданами США впоследствии.

Подписан 12 марта 1996 года президентом Биллом Клинтоном (Bill Clinton).

Закон был осуждён Советом Европы, Европейским союзом, Соединённым Королевством, Канадой, Мексикой, Бразилией, Аргентиной и другими союзниками США, которые параллельно поддерживают нормальные торговые отношения с Кубой. Он также был осуждён гуманитарными организациями на основании того, что подобные санкции против целой страны затронут лишь её население.

После подписания нормы сам Билл Клинтон, а также все его последователи до сих пор подписывали отказы от действий различных её глав.