Управление по конкуренции и рынкам Соединённого Королевства (UK Competition and Markets Authority; CMA) собирается изучить планы ирландского национального перевозчика Aer Lingus (EI) подписать долгосрочный контракт на «мокрый лизинг» самолётов ирландской же авиакомпании CityJet (WX).
Как метрополия контролирует бывшую колонию
В конце августа дублинская CityJet объявила о планах отказаться от собственного сервиса на линии из Дублина (DUB) в аэропорт Лондон Сити (LCY) и отдать передать права на них Aer Lingus.
При этом самолёты на маршруте останутся те же, но они будут перекрашены в зелёную ливрею национальной авиакомпании, и обслуживание пассажиров будет проходить по её же корпоративным стандартам. В сделке указаны два авиалайнера: это работающие сейчас на линии Avro RJ85. Полёты под новым брендом должны начаться 28 октября.
Маршрут между Дублином и лондонскими аэропортами — одна из наиболее загруженных международных линий в Европе. Aer Lingus добавит Сити к уже обслуживаемым Гатвику (LGW) и Хитроу (LHR).
12 октября CMA издало Первичный исполнительный приказ (initial enforcement order; IEO) на основании своих «разумных подозрений», что сделка может размыть различия между активами компаний и тем самым сократить конкуренцию.
Aer Lingus и CityJet было разрешено продолжать сотрудничество, но они обязаны отправлять еженедельные отчёты в CMA, где должна отображаться информация обо всех изменениях: в использовании слотов, самолётов на этом маршруте и деталей самого соглашения. Невыполнение приказа может повлечь наложение оборотного штрафа — до 5% выручки «как в Соединённом Королевстве, так и за его пределами».
В том, что британский национальный перевозчик British Airways (BA) совершает полёты в Дублин и из Хитроу, и из Сити, и из Гатвика, регуляторы угрозы конкуренции не видят.
Авиакомпания Aer Lingus сфокусирована на магистральных перевозках, и самый маленький самолёт в её флоте — Airbus A320-214. Таким полёты в Лондон Сити запрещены
BAe Avro RJ85 авиакомпании CityJet в оригинальной ливрее; эти самолёты — единственная модель в парке ирландцев из списка допущенных к регулярным рейсам из аэропорта Лондон Сити (на фото)
Как работает CityJet
CityJet планомерно сокращает собственную маршрутную сеть, переходя к бизнес-модели перевозчика с арендуемыми самолётами и персоналом. Крупнейшим таким контрактом у авиакомпании является соглашение со Scandinavian Airlines (SK) на слабо нагруженные европейские линии из копенгагенского аэропорта Каструп (CPH), а также на работу между Стокгольмом (ARN) и Хельсинки (HEL). Здесь используются 27 канадских Bombardier CRJ900.
Наиболее известное в России подобное соглашение ирландцев — работа для Brussels Airlines (SN), где летают Sukhoi Superjet 100. Поставить эти самолёты на линии в аэропорт Лондон Сити, ради которого на «мокрый лизинг» идёт Aer Lingus, не имеющая подходящего флота, пока невозможно. Базовая версия российского самолёта не может надёжно обеспечить взлёт с полной коммерческой загрузкой с короткой полосы находящегося внутри города аэродрома. Решением проблемы могли бы стать разработанные для крыла Superjet’а саблевидные законцовки, увеличивающие подъёмную силу и сокращающие длину разбега. Но тестовый самолёт уже в течение года не может пройти сертификацию британских надзорных органов.
В результате CityJet вынуждена сохранять в своём парке 12 двадцатилетних британских BAe Avro RJ85, которые нужный сертификат имеют.
Bombardier CRJ900LR авиакомпании CityJet в ливрее Scandinavian Airlines, работающий на маршрутах скандинавского перевозчика
На линиях с малым спросом авиакомпания Brussels Airlines использует Sukhoi Superjet 100-95B от CityJet